Я давно мечтала прочитать книгу, о которой в отзывах писали примерно так: "ее надо выдавать мамам в роддоме в числе обязательных к прочтению".
Но у меня книгу в продаже найти не получалось.
А потом меня осенило: "библиотека!, книга должна быть там!". Так я ее и нашла.
На самом деле тот пост, в котором я анализировала Алиссино рисование "Путь маленького художника" вполне бы мог служить иллюстрациями к книге, в рисунках Лис я четко видела все те стадии, тенденции, о которых писал автор.
И вообще, все то, о чем писала автор оказалось мне интуитивно понятным.
Для себя и вас запишу самые интересные мысли и отрывки... (тем более, что книгу-то сдавать пора)))
... "Рисование - это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств".
...Мальчики и девочки рисуют по-разному, девочки рисуют предметы, мальчики - отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты, мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять цветовую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики-перспективу"
... "Бытует мнение, что просмотр телевизора развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект. Когда ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором - персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором все дети пытались скопировать мультипликационное изображение.
... "Поэтому при выборе книг лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок". Прочитав это я чаще стала включать Лисене аудиокниги, и выбирать книги без картинок. Так за лето я прочитала ей Карлсона и две части Незнайки)
..."При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец". Кроме того, автор книги говорит, что если ребенок рисует в книге, это не плохо, это он ее дополняет и улучшает. И что пару книг ему стоит выдать для этих целей. Тех, что не жалко, или самодельных.
Стадии детского рисунка. У Лиси все совпало))) А у вас?
1. лишенные смысла штрихи или каракули
2. бесформенные изображения, могут быть похожи на 1., но ребенок уже стремится сам найти смысл в рисунке
3. схематические изображения (небо и земля в виде полосок по краям, отсутствие перспективы
4. правдоподобные изображения или "полусхемы", предметы обретают дейтсвительный вид, появляются попытки изобразить разные планы.
5. правильные изображения.
Форсировать переход от от одной стадии к другой не стоит. Чем естественнее это происходит, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.
Советы родителям:
Но у меня книгу в продаже найти не получалось.
На самом деле тот пост, в котором я анализировала Алиссино рисование "Путь маленького художника" вполне бы мог служить иллюстрациями к книге, в рисунках Лис я четко видела все те стадии, тенденции, о которых писал автор.
И вообще, все то, о чем писала автор оказалось мне интуитивно понятным.
Для себя и вас запишу самые интересные мысли и отрывки... (тем более, что книгу-то сдавать пора)))
... "Рисование - это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств".
...Мальчики и девочки рисуют по-разному, девочки рисуют предметы, мальчики - отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты, мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять цветовую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики-перспективу"
... "Бытует мнение, что просмотр телевизора развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект. Когда ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором - персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором все дети пытались скопировать мультипликационное изображение.
... "Поэтому при выборе книг лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок". Прочитав это я чаще стала включать Лисене аудиокниги, и выбирать книги без картинок. Так за лето я прочитала ей Карлсона и две части Незнайки)
..."При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец". Кроме того, автор книги говорит, что если ребенок рисует в книге, это не плохо, это он ее дополняет и улучшает. И что пару книг ему стоит выдать для этих целей. Тех, что не жалко, или самодельных.
Стадии детского рисунка. У Лиси все совпало))) А у вас?
1. лишенные смысла штрихи или каракули
2. бесформенные изображения, могут быть похожи на 1., но ребенок уже стремится сам найти смысл в рисунке
3. схематические изображения (небо и земля в виде полосок по краям, отсутствие перспективы
4. правдоподобные изображения или "полусхемы", предметы обретают дейтсвительный вид, появляются попытки изобразить разные планы.
5. правильные изображения.
Форсировать переход от от одной стадии к другой не стоит. Чем естественнее это происходит, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.
Советы родителям:
- Совсем малышам лучше рисовать не за столом, а например, на полу, на большой площади (ватман, обои), руками, а не кисточками. Помимо красок, можно рисовать мелками, карандашами, на запотевшем стекле, на песке. Чем больше вариантов, тем лучше. Главное, не направлять действия ребенка, помните, да?
- Не торопитесь с фломастерами, не торопитесь учить правильному захвату карандаша.
- Если ребенок просит вас что-то нарисовать, попытайтесь не изображать предметы. В это время у ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов (например, елочка из трех треугольников). Лучше рисовать абстракцию. Или предложить ребенку нарисовать контуры фигуры, а самому раскрасить ее.
- рисовать человека ребенок начинает с головы, потом появляются "головоноги", и лишь затем фигура приобретает все необходимые части. Торопить и подсказывать, где и как изображать недостающие части тела - не стоит. Примерно к четырем годам ребенок начинает рисовать "головоногам" туловище, на шестом году ребенок осваивает изображение человека со всеми частями тела. И эти возрастные рамки условны и примерны!
- с классической художественной школой лучше подождать до той поры, когда рисунок ребенка станет правдоподобным (ребенок научится верно рисовать перспективу и объем). Лучше посещать студию, где учат не "как надо", а ориентируются на способности ребенка в любом возрасте. Мы практически примерно в это вовремя и пошли в художку. И да, я думаю, раз в неделю для нас это плюс, хоть и учат рисовать "как надо")))
Большое внимание в книге уделено организации процесса рисования, когда чем и на чем рисовать, но лучше я расскажу вам про то, как заниматься с ребенком, тем кто не умеет рисовать. Мой случай)))
- смешивайте цвета и оттенки, без цели рисования
- рисуйте пальчиками и ладонью
- нарисуете абстрактно свои самые сильные хорошие и плохие впечатления
- рисуйте то, что любили рисовать в детстве
- придумайте и примените необычный способ рисования, вам важно понять, что рисование, это не краски и кисти, а самовыражение.
- рисовать нестандартное (например, собаку, которая тычет носом в ладонь)
Мне, кстати, кажется, что все это можно делать и вместе с ребенком.
Как мотивировать ребенка?
- не перехвалите.
- не ругайте.
- правильная реакция - выражение собственного положительного отношения (мне нравится) и проявление внимания.
- можно попросить ребенка рассказать о рисунке, а еще лучше задавать вопросы во время рисования.
- ребенку можно показывать приемы и техники рисования, способы использования материалов, но диктовать, как рисовать тот или иной объект и не лезть с советами.
- в квартире хорошо бы устроить постоянную выставку работ
- не уничтожайте работы ребенка у него на глазах.
- дарите рисунки!
Кроме того, в книжке имеется большое количество различных идей, советов способов как можно рисовать, предложены разные игры для развития воображения, зрительного восприятия и памяти. Самое интересное я запомнила, и обязательно попозже вам расскажу и покажу.
А сейчас пора заканчивать пост, или вы еще не устали?)
А я устала, поэтому пока-пока)
Какая великолепная книга и чудесные советы! Стадии - это точно, они все есть!
ОтветитьУдалитьМы читаем все подряд книги - с картинками и без. Причем по вечерам перед сном я приучила мальчиков только слушать (не важно есть ли картинки в книге), они в кроватках, а я в стороне читаю. Многие удивляются, но Радику еще не было трех лет, а он умел слушать книги, и ему не обязательно нужны были картинки. Мои племянницы обязательно требуют картинки в 4 и 5 лет....
замечательная книга, спасибо большое)
ОтветитьУдалитьбуду читать))